<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА: </font></font>
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">КАК ХРАНИТЬ ЛЕКАРСТВА В ДОМЕ</font></font>
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Лечиться приходится всем и в каждом доме есть таблетки, порошки и настойки. Семейные врачи знают, что все люди делятся на 2 категории: одни хранят лекарства в аптечке, другие ищут их по всей квартире и находят в шкафчике для посуды, в холодильнике, в ванной или в ящике письменного стола.</font></font>
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Когда в доме появляется ребенок, все медикаменты должны быть надежно спрятаны. Причина этому простая: совсем маленькие дети тянут в рот все – так они изучают мир, дети чуть постарше любят конфеты и думают, что яркие горошины в блестящей упаковке - это оно и есть. А если учесть, что витамины, детские лекарства, леденцы от кашля приятные на вкус, то становится понятно, почему отравления бывают очень сильные.</font></font>
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box; font-size:16pt">Полезные правила хранения и употребления лекарств</font></font>
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">В доме, где есть маленький ребенок, полезно соблюдать такие простые правила.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Любые лекарства нужно хранить в абсолютно недоступном для малыша месте, где-нибудь повыше и желательно вне поля зрения ребенка. Надежнее всего для хранения медикаментов использовать верхние полки шкаф, а еще лучше, если он надежно закрывается.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Нельзя называть лекарства конфетами. Лучше объяснить их назначение и рассказать, что нельзя самостоятельно ими пользоваться.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Лучше всего не принимать лекарства на глазах у своего ребенка. Дети любопытные и любят подражать своим родителям.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Не рекомендуется давать ребенку лекарства для взрослых, можно ошибиться с дозировкой.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Регулярно проверять аптечку на наличие просроченных лекарств и вовремя избавляться от них. Важно помнить, что красивая блестящая упаковка в мусорном ведре может показаться ребенку очень интересной игрушкой.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">Некоторые лекарства выпускаются в специальной пластиковой упаковке с блокировкой открытия для защиты от детского любопытства. Никогда не давайте такие баночки малышу поиграть. Дети их умудряются открыть.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box"><font style="box-sizing:border-box">У некоторых детей после долгой болезни иногда возникает повышенный интерес к лекарствам, процесс лечения становится любимой игрой. Для игры нужны медицинские препараты и ребенок их находит. В этом случае самым разумным будет не запрет, а поощрение. Можно хорошо вымыть пустой флакон, дать мерную ложечку, вместо таблеток использовать пастилки или ягоды.</font></font>
-
<font style="box-sizing:border-box; outline:0px"><font style="box-sizing:border-box; outline:0px">Кроме правильного хранения лекарств, не следует забывать о ртутных градусниках, которые тоже могут представлять опасность. Они все еще хранятся во многих домах. Следование этим простым правилам поможет родителям сберечь здоровье детей.</font></font>
БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО
Правила поведения в лесу
Правила поведения на воде
Укусы змей и насекомых
Ядовитые грибы
Уважаемые родители,
приглашаем Вас к совместной деятельности
по обучению наших детей основам безопасности.
1. Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении дома.
2. Вместе с ребенком рассмотрите свою квартиру, дом, найдите безопасные и опасные места; решите проблемный вопрос: «Почему это место бывает опасным?».
3. Составьте памятки, фотоколлаж из семейных альбомов, из старых журналов «Наш дом», «Правила безопасности в доме» (Бытовая химия и техника в доме, совместная уборка помещений и т.п.)
4. Поиграйте на досуге в игры: «Что где находится?», «Можно-нельзя», «Хорошо-плохо», «Назови ошибки Незнайки» и др.
5. Прочитайте детям стихи, рассказы о поведении детей в доме:
Носов Н. «Живая шляпа», «Телефон»; "Винтик, Шпунтик и пылесос".
Маршак С. "Жил человек рассеянный", "Мороженое".
Русская народная сказка "Заюшкина избушка".
Английская народная песня "Дом, который построил Джек" (пер. С. Маршака).
Заходер Б. "Мартышкин дом".
Инбер В. "Сдается квартира".
Драгунский В. "Двадцать лет под кроватью".
Чуковский К. "Федорино горе», "Мойдодыр".
Бородицкая М. "Убежало молоко".
Орлов В. "Цветное молоко".
Андерсен Г. "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик".
Крылов И. "Любопытный".
Короткевич, Л. «Не играй с огнем!»
Толстой Л. «Пожар», «Пожарные собаки».
Пермяк Е. «Торопливый ножик».
Маяковский В. «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Михалков С. «Наши дела».
Аким Я. «Неумейка».
6. Расскажите ребенку о правилах поведения в ситуациях: «Чужие люди за дверью», «Осторожно – лифт!», «Внимание – розетка!», «Осторожно: мокрый пол!» и др. Проиграйте такие ситуации с ребенком по ролям.
7. Фотографируйте вместе с ребенком различные ситуации поведения в доме: «Уборка в квартире», «Стираем вместе!», «Купание кукол», «Готовим пирожки с мамой» и др.
8. Предложите детям нарисовать рисунки на тему «Наш дом», «Как я помогаю маме?»
9. Тренируйте детей навыкам вызова службы спасения, обращения за помощью.
10. Вместе с ребенком рассмотрите свою квартиру, дом, найдите места, где имеется электропроводка, розетки, электрические приборы; решите проблемный вопрос: «Почему это место бывает опасным?». Посчитайте с ребенком энергосберегающие и обычные лампочки в вашей квартире, все электроприборы, сколько включено бывает одновременно и др.
11. Понаблюдайте с ребенком за работой электрика, обсудите его спецодежду и инструменты. Познакомьте ребенка с синтетической крышкой для розеток, с материалами, которые хорошо (металл, вода) и плохо проводят электрический ток (резина), и подведите к выводу, как можно защитить себя от электрического разряда. Обсудите проблемный вопрос «Почему нельзя пользоваться электроприборами в ванной комнате?».
12. Расскажите ребенку о необходимости осторожного и бережного отношения к электричеству: «Внимание – розетка!», «Как правильно выключить электроприбор», «как правильно пользоваться электроприборами», «Осторожно: провод!». Проиграйте такие ситуации с ребенком по ролям. Потренируйте детей навыкам пользования доступными для него электроприборами, обращения за помощью в случае необходимости пользоваться электроприбором.
13. Сравните освещенность комнаты от одной свечи, разных лампочек, сравните со скоростью вращения электросчетчика в каждый момент смены лампочки. Сравните удобство в использовании самовара, чайника на газовой плите, электрочайника. Обсудите возможность использования электрочайника и маленького кипятильника в разных ситуациях. Подведите к выводу о необходимости экономии электроэнергии.
14. Рассмотрите с ребенком разные автономные элементы электропитания (батарейки) и объясните правила пользования ими. Найдите электроприборы, игрушки, в которых они используются. Расскажите, что нельзя хранить в доме использованные батарейки, играть ими, нельзя выбрасывать в общие мусорные контейнеры, а надо сдавать их в специальные пункты приёма и утилизации.
15. Обсудите проблемный вопрос «Можно ли самостоятельно добыть электроэнергию для одного телевизора, холодильника, компьютера?». Проведите эксперименты «Где живёт электричество?»: с синтетическими, шерстяными тканями (появление искр при трении), с воздушным шариком (приклеивание к потолку с помощью трения о шерстяную/синтетическую поверхность).
16. Поиграйте на досуге в игры: «Что где находится?», «Можно-нельзя», «Хорошо-плохо» (Найти как можно больше положительных и отрицательных моментов в использовании бытовой техники (например, «компьютер» – это хорошо, т.к…., это плохо, т.к….), «Назови ошибки Незнайки».
17. Обсудите и объясните поговорки: «Беражы бацькаву капейку, то і сваю здабудзеш», «Хто капейкі не беражэ, той рубля не варты», «Не умеў шанаваць – ідзі жабраваць», «Копейка рубль бережет» и др. Найдите еще пословицы, поговорки об экономии и бережливости.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Правило 3 . Не суши бельё над плитой.
Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР
Правило 1 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси об этом соседей.
Правило 2 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
Правило 3 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Правило 4 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
Правило 5 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Правило 6 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.
Электроприборы и их потенциальная опасность
Одной из причин пожаров в квартирах и домах граждан являются электроприборы, оставленные включенными в сеть и эксплуатирующиеся с нарушением правил эксплуатации. Невозможно с уверенностью назвать электроприбор, который по какой-либо причине не приводил к возгоранию. Расскажем о некоторых из них.
Телевизор. Необходимо помнить, что «режим ожидания» - светящийся диод у телевизора, музыкального центра, компьютера и другой бытовой техники – это пожароопасный режим работы электроприбора. Телевизор - лидер в этом отношении. Оставлять телевизор в «режиме ожидания» опасно. Поэтому, уходя из дома, необходимо не только отключить телевизор, но и вынуть вилку из розетки. Внимание! Первыми признаками неисправности телевизора могут быть увеличение яркости изображения и искажение его, а также возрастание числа помех. Потрескивание и появление синеватого дыма – опасный предвестник возгорания.
Холодильник. Холодильник считается самым надежным и безопасным электроприбором. И это не удивительно: ведь он, на первый взгляд, неприхотливо работает десятки лет. Однако достаточно перегрева компрессора в результате неисправности термореле, и скопившаяся на задней стенке пыль легко воспламенится. Профилактика проста: необходимо периодически, отключив холодильник от сети, пропылесосить или протереть от пыли и грязи влажной тряпкой его заднюю стенку.
Электрообогреватели. Работу масляного обогревателя принято считать наиболее надежной. Что касается тепловентилятора, главное условие его безопасной работы - это исправность вентилятора. Обогреватели с открытой спиралью - группа риска в пожароопасном отношении. В своей работе они требуют повышенного внимания и дополнительных мер предосторожности. Нельзя накрывать обогревательные приборы. Это ведет к нарушению теплового режима и, как следствие, к возгоранию прибора или материала, которым он накрыт. Перечень такого рода рекомендаций в отношении еще ряда электроприборов можно продолжить.
Остается отметить лишь самое главное условие безопасной жизнедеятельности, как в пределах жилища, так и вообще – наша ответственность за жизнь собственную и окружающих, культура в быту и просвещенность. Зачастую незнание элементарных правил предупреждения экстремальных ситуаций приводит к непоправимому. Воспламенение электроприбора быстро перерастает в пожар. В такой ситуации главное не растеряться и действовать грамотно:
1. обесточьте электроприбор;
2. накройте электроприбор мокрой тканью, одеялом, простыней (это прекратит доступ кислорода к горящему электроприбору);
3. во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения всех людей, не занятых ликвидацией загорания;
4. Одновременно сообщите о загорании в службу спасения «101».
5. Затем покиньте помещение, закрыв за собой дверь.
Ребенок взял спички
Нет для родителей, наверное, ничего желаннее на свете, чем видеть первые щаги своего ребенка, слышать первые его слова. Чувство радости, гордости за малыша не знает границ. Но хотелось бы напомнить родителям о такой причине пожаров как детская шалость с огнем. О том, что спички - не игрушка для ребенка, известно как будто всем. И многим на собственном горьком опыте пришлось убедиться, что это действительно так. Когда идет разговор об опасности неосторожного обращения с огнем, некоторые относятся к нему скептически. К чему, мол, эти нравоучения. Но практика показывает, что те, кто, казалось бы, и знает эту прописную истину, на деле не в ладах с правилами пожарной безопасности. Такие люди хранят спички в доступных для детей местах, оставляют малолетних детей без присмотра. И хотя не всегда такая небрежность приводит к пожарам, любое отступление от этих правил может стать причиной их возникновения. Больно видеть горе людей, переживших эту трагедию, уничтоженные в огне жилища и имущество. Неизмеримо горе тех, у кого в огне погибли дети. Не оставляйте детей дома одних ведь казалось бы , дети оставлены одни всего на несколько минут, но и этих минут бывает достаточно, чтобы случилось непоправимое. Не слишком ли высокая цена за секундное удовольствие? На календаре – декабрь. В городах появляются красавицы-елки, улицы загораются разноцветными огоньками, народ в поисках подарков бегает по магазинам. Обычная предновогодняя суета. Казалось бы, такой праздник не должен быть омрачен никакими чрезвычайными ситуациями. Но, к сожалению, это не так. Еще задолго до нового года на улицах городов начинают раздаваться звуки «взрывов». Шутки ради «охотники развлечений» бросают под ноги прохожих петарды и смеются, глядя на перепуганных людей. «Взрываются» петарды в подъездах домов, в подземных переходах, на улицах и рынках. Подобным образом развлекаются чаще всего дети и подростки, при этом, совершенно не задумываясь о последствиях такого веселья. Потому ответственность за ожоги и увечья, нанесённые самим шалунам и окружающим, а также за последствия со всеми вытекающими неприятностями несём именно мы, взрослые, когда оставляем детей без присмотра или не находим времени и слов, чтобы доходчиво объяснить им элементарные правила безопасности. Обратим внимание на то обстоятельство, что даже приобретя пиротехнику в магазине (а не из-под полы у сомнительных продавцов), вряд ли кто перед применением просто прочитал инструкцию. Ведь не до этого… Настроение после праздничного застолья великолепное, и побыстрее хочется взрывного фейерверка. И взрывается… Отрывая при этом пальцы, обжигая глаза и калеча руки. В г.Гомеле «опасная игрушка» в считанные секунды взорвалась прямо в руках 9-летнего ребенка, который с термическими ожогами руки и глаз был доставлен в областную больницу. В г.Полоцке люди, устроившие пиротехническое «шоу» вблизи высотного дома, вряд ли могли предположить, что ракета залетит на балкон одной из квартир, доставив тем самым немало хлопот не только хозяевам квартиры, но и их соседям. Как видим, примеров, как делать не надо достаточно, поэтому еще раз напомним о том, что приобретать ракеты, хлопушки и прочие изделия такого рода следует только при наличии у продавца сертификата завода-изготовителя, подтверждающего качество. Обязательно перед применением ознакомьтесь с инструкцией и позаботьтесь о том, чтобы дети находился на безопасном расстоянии. Подумайте об этом. Чтобы новогодняя ночь была действительно волшебной и праздничной.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РОЗЕТОК
Если в Вашей квартире при эксплуатации электрических розеток Вы сталкиваетесь с такими проявлениями, как – при вынимании вилки из розетки, ощущается нагрев её корпуса; над верхней частью корпуса розетки на стене вился легкий налет копоти; при включении или выключении вилки происходит искрение или слышно потрескивание; при подключении к розетке какого-либо прибора, в комнате ощущается запах гари; на декоративном корпусе розетки видны трещины или деформации – следы оплавления, вспучивание или потемнение пластмассы; сам корпус розетки болтается или вываливается из гнезда в стене – ВАША ЖИЗНЬ ПОДВЕРГАЕТСЯ ОПАСНОСТИ И ВАША КВАРТИРА НАХОДИТСЯ В ПОЖАРОУГРОЖАЮЩЕМ СОСТОЯНИИ! Просим Вас неукоснительно выполнять следующие меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических розеток:
– следует использовать электротехнические приборы только заводского изготовления;
– необходимо следить за исправным состоянием электрических розеток, эксплуатация электрических розеток с вышеперечисленными неисправностями запрещена;
– штепсельная вилка электрического прибора должна входить и выходить из розетки с определенным усилием, но достаточно легко;
– вынимать вилку из розетки следует, удерживая её за корпус, а не тянуть её за провод;
– запрещается использовать тройники или вилки-переходники плохо (не полностью) устанавливающиеся в розетку;
– не рекомендуется загромождать мебелью и другими предметами розетки с включенными в них электрическими приборами, так как это будет препятствовать возможности быстро отключить от электрической сети загоревшийся электрический прибор;
– не следует перегружать электрическую сеть включением в одну розетку двух и более мощных электрических приборов (например, таких как СВЧ-печь, электрочайник, телевизор, холодильник, утюг, пылесос, посудомоечная машина, кофеварка, телевизор, обогреватель, стиральная машина), через тройник, сетевой фильтр или удлинитель.
Выполнение этих требований позволит избежать в вашей квартире возникновения пожара по причине перегрузки электросети или коротких замыканий при эксплуатации самого распространенного электротехнического изделия – электрической розетке.
ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема детской безопасности становится неотъемлемым спутником жизни любого родителя с момента рождения ребенка – этот факт вряд ли кто-то оспорит. Сомнения, страхи, тревожность присутствуют в нашей жизни в той или иной степени постоянно.
Как же быть с реальными опасностями для детской жизни? Трудная правда состоит в том, что ребенка от всего не оградить. Да и не стоит! Но можно и нужно научить его видеть реальные угрозы и по возможности избегать их.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье.
Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Прививать навыки безопасности – это как строить домик из конструктора. По кубику, по кирпичику, всё выше и выше, и домик растёт… и не разваливается… если, конечно, каждый кубик класть правильно, в нужный момент, на нужное место и закреплять его в правильные пазы. Сноровка и полезные навыки приходят к детям постепенно. Когда они тренируются, когда просвещаются, когда обучаются, постоянно обучаются этому.
Как обезопасить ребенка? Как подготовить его к возможным опасным ситуациям в социуме, но сделать это так, чтобы он не был запуган и не трясся от ужаса, воображая, что с ним может произойти? Говорить ли детям об опасностях, которые их окружают, и как это делать? Ответить на эти и другие вопросы постараемся в данном выпуске методической рассылки.
ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОСТИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Приступая к воспитанию безопасности, в первую очередь необходимо создать пространство безопасности внутри, в собственной душе и душе своего ребенка. Это, возможно, более важно, чем физическая безопасность. Если ребенок будет знать, что его поймут, поддержать, защитят при необходимости, он уже будет расти более защищенным во всех отношениях. Главное, что создает безопасность – это умная, рассудительная голова и мудрая, подготовленная душа. Именно они в случае опасности будут действовать заодно с тренированным телом и позволят эту опасность преодолеть. Так что первое, о чем нужно заботиться – это не знание свода правил безопасности, а именно доверительные взаимоотношения. Только в открытое сердце ребенка можно посеять доброе семя, только так он захочет слушать.
Безусловно, синяки, травмы и прочие неприятности, в жизни ребенка будут все равно. Но если родители помогут ему создать то самое пространство безопасности в душе, он, как сильный человек, переживет их гораздо проще. Он, как сильный человек, сможет найти выход из ситуации, сможет продемонстрировать верное поведение в нужный момент, сможет, в конце концов, помочь тому, кто более слаб, чем он. Да и родители, воспитывая сильного человека, сами становятся сильнее и сами вырастают, участвуя в этом процессе обучения.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо:
- дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
- научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
- развить у детей самостоятельность и ответственность.
Важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Воспитание безопасности – процесс длительный и очень ответственный. Чтобы он стал еще и успешным, необходимособлюдение некоторых принципов:
Последовательности:
Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста.
Воспитание собственным примером:
Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. Например, наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак светофора, перед близко идущим транспортом и т.д.) Поэтому здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей.
Соответствие формы обучения возрасту ребёнка:
Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ребенка должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащим со способами донесения информации в различных его формах.
Включённость обучения в контекст повседневной жизни:
Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. д.
Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих:
Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ: В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕМУ УЧИТЬ
Фундамент культуры безопасности нужно закладывать как можно раньше с самых маленьких лет. Поэтому каждый родитель должен хорошо знать, как и о чем говорить с детьми разного возраста, быть способным в любое время завести разговор с ребенком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.
До трех лет малыш обычно находится под постоянным наблюдением взрослых – мам, пап, бабушек, дедушек… Поэтому безопасность ребенкадо 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним.
Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них.
Примерно с трех лет ребенок активно вступает в социальные контакты, знакомится со сверстниками и общается со взрослыми, игры, разговоры и просто совместное времяпрепровождение с которыми могут быть для него очень интересными. В дошкольном возрасте необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Дошкольник также должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие» и разделять свое поведение с близкими и посторонними взрослыми.
Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
К тому времени как ребенок пойдет в школу, задача родителей – вооружить его «до зубов» всем тем, что составляет культуру безопасности. Конечно, не в том объеме, который он получит на уроках по основам безопасности жизни, но все же достаточном, чтобы распознать опасную ситуацию, насторожиться и спастись бегством или дать отпор там, где это возможно.
Отдельно в разговорах с ребенком 6-7 лет стоит остановиться на взаимодействии с другими детьми. Часто, особенно в общении со старшими детьми, происходит ситуация, когда ребенка подталкивают к различным рискованным действиям: прыгнуть с крыши гаража, засунуть гвоздь в розетку, перебежать дорогу прямо перед машиной и так далее. Важно заранее обговорить с ребенком возможность такой ситуации. Объяснить, что старший ребенок – еще не взрослый и нельзя доверять ему, когда он говорит, что это безопасно.
О готовности ребенка как-то понять плохой умысел или распознать неискренность можно начинать говорить лет с 8-9, никак не раньше. Нужно дать ребенку возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей. По мере взросления ребенка, накопления опыта, по мере того, как он будет учиться разбираться в людях, можно будет постепенно отказаться от жестких правил, заменив их более гибкими.
С 8-9 лет, как только ребенок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными друзьями только с разрешения родителей).
Работу с 10–14-летними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (к примеру, знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). При этом всегда помнить, что переходить на следующий этап можно только после того, как усвоены предыдущие установленные правила.
С 10-12 лет с целью профилактики различных сексуальных преступлений ребенку важно внушить мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается – это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест. Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже если к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись.
Заметим, что родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации можно посоветовать мамам и папам вместо слов «сексуальное домогательство» использовать фразу «безопасное и небезопасное прикосновение», а вытирая ребенка после мытья в душе, показать ему, до каких мест нельзя прикасаться другим лицам без разрешения родителей.
С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей. Школьники уже должны уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того предлога, с которым к ним подходят. Также они должны понимать меру своих возможностей (например, физических), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном, и не стесняться повести себя глупо в случае опасности (например, упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос).
Они должны знать три «не» в общении с малознакомыми людьми: не садиться в машину, не ходить в гости, не есть и не пить ничего из того, что тебе предлагают.
КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Было бы здорово дать детям единственно верную инструкцию на все случаи жизни и перестать бояться.Но такой инструкции нет.
Зато каждый из нас может помогать ребенку ―разрешатьему приобретать собственный опыт и бережно поддерживать на этом пути, тренируя вместе с ним навыки, которые помогут в ситуации реальной опасности.
Какже добиться этого?
Обучайте заранее.То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем инеобходимо воспользоваться.
Например, вочередной раз вырассказываете малышу сказку про шустрого Колобка— и неназойливо комментируете «колобковское» поведение: «Ой-ай, Колобок, тызачем один убежал издома...». Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша натом, что может случиться, если... Если тыостался один («Гуси – лебеди»), если нарушишь строгий запрет («Сестрица Алёнушка ибратец Иванушка»), если встретишься снезнакомцем исним поведёшь разговор («Глиняный парень»), если, поддавшись насоблазн, высунешься вокошко («Кот, петух илиса»).
Конечно, использовать стоит нетолько детские сказки. Всегда, когда ребенок сталкивается (всказке, вигре или в реальной жизни) снеожиданной/опасной для него ситуацией, делайте акцент натом, вчёмже опасность икак можно еёизбежать.
Таким незатейливым способом вызакладываете основы иготовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. При этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, трудно представить себя наместе кого-то другого. Им обязательно нужнопрочувствовать ситуацию, какбы погрузиться внеё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытнои... чуточку страшно: авдруг это случилось сомной?
Атмосферу любопытства исоучастия создаёт ребёнку игра.Так, например, теже сказки можно нетолько читать и рассказывать, ноещё иразыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки— иразыграли короткую сценку. Аможно ипросто придумывать маленькие сюжеты.Разыграли— поговорили, апотом поискали вместе выход— что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы вбеду непопасть»?Разные ролевые игры с мягкими игрушками, книги или рассказы-сказки помогают научить ребенка безопасности, помогают как маленьким, так и детям постарше понять, попрактиковаться и запомнить, как вести себя в разных ситуациях.
Обучайте наглядно и разнообразно.Конечно, обопасностях можно ипросто поговорить, новместе с практическим действием любая информация крепче запоминается!Ребенок должен увидеть, ощутить, воспринять через свои органы чувств и эмоционально.
Можно сто раз повторить дошколёнку: «Неузнав, кто задверью находится, еёоткрывать нельзя». Ноэтого мало! Нужный навык приобретается изакрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. «Кто кнам пришёл?»,— спрашиваете ребёнка ипредлагаете ему самому подойти, посмотреть вглазок, спросить «Кто там?» (итак далее). Авследующий раз— пусть действует уже без подсказки. Авынаблюдаете, ивыясняете, что запомнил малыш, ачто— ещё нет, ивчём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.
Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше. Например, поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку изфильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат иповесить навидном месте, устроить соревнование, дать задание ипроверить, как онвыполняет его. Со школьниками постарше – моделируйте путь из школы домой, различные ситуации.
Обучайте правилам безопасности во время прогулки, игры, обычного разговора, по дороге в школу.С подростками можно обсуждать эту тему через книги, статьи в газетах и журналах, жизненные примеры.
Обучайте, объясняйте так, чтобы ребенок понял. Как это не покажется вам странным, но дети действительно часто не понимают того, что мамы и папы им говорят. Не понимают, а потому и не слышат, и не усваивают, и попадают в переделки. Поэтому стоит проверять, эффективны ли ваши уроки по обучению и привитию навыков.
Проигрывайте сценарий «что, если…». Научите ребенка самостоятельно просить о помощи, разыгрывая ситуации, когда она ему может понадобиться. Например, «что ты будешь делать, если упадешь с велосипеда». Объясняйте, к кому и как обращаться в таком случае. Практикуйте это до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок понимает ситуацию и не стесняется ее. Проговорив с ним, как себя вести в обычных и простых ситуациях, вы дадите ему общий навык правильного поведения в ситуациях более сложных и непредсказуемых.
Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!
Правила - соблюдайте!
Когда говорите с ребёнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.
Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия. Неназидательно, атак, вподходящий момент. «Сейчас так рано темнеет,— рассуждает мудрая мама,— непойдём потёмному скверику, пойдём подороге, там горят фонари». Вроде брошена фраза случайно, нослучай заслучаем... Вот иотложится вголове.
Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия— тесамые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, выговорите так, например: «Нет, мынебудем прятаться под этим высоким деревом: вовремя грозы это опасно»,— иобъясняете, почему. «Ипод аркой небудем прятаться— там темно, место совсем незнакомое... Добежим вон дотого магазина, там много людей...»
Полезно ипо-другому: невыдавать «голую» информацию, автянуть ребёнка вбеседу. Задавать вопросы— пусть думает человек. Сам процесс «думания» уже помогает запомнить нужные факты более прочно.
Как тыдумаешь, какие места подороге вшколу самые глухие ибезлюдные? Акак тыдумаешь, угрюмый человек— значит плохой? Аесли улыбается— онхороший? Аможет быть, наоборот? Ккому вэтом супермаркете тыбы обратился запомощью? Как тыдумаешь, почему преступники должны маскироваться ипридумывать разные уловки, почему они немогут просто схватить ребенка ипобежать сним? Что былобы, еслибы сейчас кто-то прямо унас водворе куда-то потащил ребенка? Аеслибы тыувидел, что происходит что-то плохое или кому-то нужна помощь, чтобы тысделал, еслибы нименя, нипапы небыло рядом? Дети размышляют, отвечают, предлагают версии, поэтому отлично запоминают те выводы, к которым пришли сами, особенно если их за это похвалили.
Ещё лучше— побуждать ребенка ктому, чтобы онсам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит— ему интересно, значит, новая информация оставит впамяти след.
Ставьте рамки – ограничения.Детям любого возраста нужны внешние ограничения. У них не хватает опыта, и задача родителей – обозначить границы, за которые выходить нельзя. Ограничения, рамки, условия – это ваш, внешний контроль, который поможет находиться ребенку в «рамках безопасности». Внешний контроль (ваш) помогает ребенку вырабатывать внутренний контроль (свой, над самим собой). Когда ребенок сам проверяет себя, отвечает за свои поступки. Но контролировать тоже надо с умом. Вы не приказываете – вы договариваетесь, обговариваете условия. Если необходимо – идете на взаимные уступки. Ребенок должен понимать разумность ваших требований и ограничений (почему это необходимо) и быть (в душе) согласен с вами. «Хорошо, ты можешь пойти погулять вечером, но к полвосьмого домой…». «Ладно, ты можешь пойти с Ксюшей в кино, но расскажи еще раз, какой дорогой ты будешь возвращаться обратно…». Здесь можно провести сравнение с процессом тренировок у спортсменов. Тренер объясняет, показывает, затем страхует. Но все упражнения спортсмен выполняет сам. Так и с ребенком: вы помогаете, поддерживаете, контролируете, но выполнение требований безопасности все же остается за ребенком.
Поощряйте правдивость и откровенность.Если для вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет. Что вас обманывать и обмануть нельзя – себе же хуже. Дети вообще-то не любят лгать, в своей изначальной природе они правдивы, и только мы сами приучаем их к этому. Необходимо поощрять желание ребенка честно рассказать вам о каком-либо событии. Так вы сможете, во-первых, осуществлять контроль и не бояться, что он что-то скрывает, а во-вторых, вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопасности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент.
Старайтесь строить фразы так, чтобы обойтись без «не», «нет» и «нельзя».Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т.д. Однако отметим, что до 6–8, а иногда и до 10 лет у ребенка не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ее воспринимать. В результате все, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» – ходи, «не открывай» – открывай и т.д. Знание только того, как не надо делать, не поможет разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.
В результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко (рядом) от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что уже темнеет; обходи компании незнакомых подростков; избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов; выходи из лифта, если туда зашел незнакомый человек; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; перемещайся по улице в темное время суток (или в чужих районах) только в компании друзей (знакомых) и т.д.
Запретами не увлекайтесь. Всякий раз спрашивайте себя: «Это действительно надо для его безопасности, или я запрещаю лишь потому, что мне так спокойней и проще?»
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать.
Дети плохо воспринимают и запугивания, и страшилки, и занудные родительские советы.Поэтому уроки безопасности лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».
Проверяйте и закрепляйте всё то, чему научили ребенка. Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику.
Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в долговременную, то есть запомнится, и уже надолго. Информация легко переходит в долговременную память:
- когда она яркая, эмоциональная;
- когда человек повторяет её, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: «мне пригодится, это важно, помни!»
В идеале должно быть так: освоил новый материал; затем – повторять: сразу же, через 3 дня, через неделю – через месяц.
Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особенности именно вашего ребенка – залог его безопасного будущего и вашего спокойствия.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК
Вот тот минимум знаний, который необходим каждому ребенку для безопасности. Это, пожалуй, самые базовые вещи, которые нужно не только знать, но и тренировать на практике.
- Разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних. Знать, что с разными людьми надо вести себя по-разному. Обозначьте для ребенка границу «свой-чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением. Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет). Для формирования более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим» человеком, нарисуйте вместе с ребенком три круга доверия, разделив людей на «своих» и «посторонних»:
- Внутренний, самый маленький — это семья;
- Средний, чуть побольше — знакомые, которым вы больше всего доверяете (их должно быть немного);
- Внешний — все остальные (соседи, врачи, полиция, мама Сережи, дядя Вова…).
Учите ребенка разделять свои формы поведения в зависимости от этого. Обсудите, что можно и чего нельзя делать с ними без вашего разрешения: гулять, приглашать в гости, передавать ключи от квартиры, рассказывать что-то о себе, принимать подарки.
- Иметь представление о добре и зле, о плохих и хороших людях.Представлять, какого рода опасность может исходить от посторонних людей. Расскажите ребёнку о том, что мир разный. В нём есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. Такие беседы как минимум помогут ребёнку стать более бдительным и здравомыслящим. Уже в трехлетнем возрасте с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно аккуратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, и вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду. Даже волк в сказке о семерых козлятах подделывал добрый голос мамы, чтобы козлята открыли ему дверь. А иногда бывает наоборот: не очень красивый, неулыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может иногда и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение.
- Уметь говорить «нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого.Это вообще один из важнейших навыков — на все, что пугает или смущает говорить «нет». Без стеснения и боязни. Проговорите потенциально опасные ситуации, когда это потребуется. Находясь со взрослыми или старшими по возрасту детьми, включая родственников и знакомых, ребенок не должен делать то, что ему не нравится. Также объясните ребенку, что если он сказал «нет», но кто-то принуждает его к чему-то или проявляет насилие, главное – привлечь внимание. Не победить, не «применить приём», не спрятаться, не плакать, не кусаться или плеваться, а устроить «шумовую атаку», ничегошеньки не стесняясьнужно кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!».
- Знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором. Посторонние взрослые не должны подходить к детям, если тем не нужна помощь. Они могут сделать замечание, если ребенок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребенок потерялся. Но ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребенка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услуге. Объясните, что ребенок поступит хорошо и похвально, если откажет чужому человеку. Взрослые должны просить помощи у взрослых, а не у детей. Если хочешь помочь незнакомцу – позови знакомых взрослых. Быть вежливым и уверенным. Не стоит грубить незнакомым людям. Лучший ответ для ребёнка до 12 лет: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!» или «Я не разговариваю с незнакомыми». Подростки могут сказать: «Нет, я спешу, меня ждут». Важно, чтобы ребёнок умел уверенно прерывать любой диалог, мог пройти мимо, если его окликают, не боялся показаться невежливым. В подъезде нужно кричать «Пожар!» а не «Помогите!», - это очень важный момент.
- Обращаться за помощью.Знать, что в случае любой опасности нужно, не стесняясь, просить о помощи у женщин с детьми, сотрудников милиции, или быстро бежать в любое общественное место: магазин, аптеку, на остановки общественного транспорта, в любое первое попавшееся учреждение и обращаться за помощью к служащим.Если произошла опасная ситуация или случилась беда, то нужно рассказать об этом близким людям, не замыкаться в себе, не скрывать, не бояться угроз или шантажа или родительских запретов.
- Нельзя прятаться в подъезде, среди гаражей или на стройке, бежать в сторону парка или стоянки автомобилей.Точно понимать, что пока вокруг люди – ребенок практически в безопасности, потому что всегда может применить два своих главных оружия: быстрые ноги и громкий голос.
- Понимать, что взрослые люди могут быть опасны,но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.Поэтому важно, во-первых, внушить ребенку уверенность в своих возможностях, в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развить такое качество, как готовность доверять интуиции и слушать свой внутренний голос.
- Обращаться в экстренные службы.Научите ребенка, как пользоваться номерами экстренных служб, в каких случаях по ним звонить и что отвечать дежурному, снявшему трубку.
- Знать номера близких людей на память. Убедитесь, что ребенок знает ваше полное имя, домашний адрес, а также номера домашнего телефона и вашего мобильного. И заодно сразу напоминаем, что это — информация про самый близкий круг, и ее не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь.
- Если ты куда-то собрался – СНАЧАЛА сообщи об этом родителям. Это несложно и здорово может уберечь от неприятностей. Договоритесь с ребенком, что ни при каких обстоятельствах он никуда не уйдет, не сообщив об этом вам или родственникам. Это строгое правило должно быть неукоснительным. В любой момент времени вы должны иметь четкий ответ на вопрос «Где мой ребенок?».
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ:
ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ?
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего. Ресурсы глобальной сети поистине необъятны, но не все они подходят детям. Кроме подозрительных незнакомцев, втирающихся в доверие с «липовых» (или даже со своих) страниц, в незащищенном интернет-пространстве дети могут получить доступ к неподходящей их возрасту информации, группам с суицидальным содержанием, радикальным религиозным сообществам.
И маленькие дети, и подростки не могут сполна оценить все риски, с которыми они сталкиваются при вхождении в онлайн-среду. Очень важно объяснить детям, какие опасности таит в себе виртуальный мир. Поэтому, прежде чем отпустить ребенка в Интернет, нужно его подготовить.
Правила безопасного интернета.
Первое правило: думать о защите лучше начинать пораньше. Систему родительского контроля можно установить на все девайсы, которыми пользуется ребенок, уже лет в 6-7. Этот фокус не пройдет с 12-летним подростком, он воспримет в штыки любые ограничения. А если ребенок изначально пользуется безопасным интернетом, то ему особо и не придет в голову пытаться найти что-то запрещенное, или если и придет, то гораздо позже. Поэтому, установите программу контроля как можно раньше, если вашему ребенку 5-10 лет.
Второе: дружите! «Подружитесь» с ребенком во всех соцсетях, болтайте с ним везде, где он общается со своими друзьями, присылайте ему ссылки, фотографии и демотиваторы, не критикуйте содержимое его страниц и страниц его друзей. Пусть ребенок знает, что вы – не враг его пространства, от которого нужно скрывать все самое интересное. Не считайте, что, закрыв ноутбук, ребенок может решить проблемы, возникшие в его виртуальных компаниях. Для большинства детей то, что происходит с ними в интернет-общении, более значимо, чем отношения с одноклассниками. И большинство не рассказывает родителям ни о травле, ни о ссорах, ни о сложностях в сети, потому что уверены, что родители не поймут или вовсе запретят выходить в интернет. Поощряйте откровенность ребенка, интересуйтесь его любимой музыкой, стихами, книгами и даже играми. Рано или поздно ваше терпение и внимание обязательно будет вознаграждено доверием.
Третье: учите детей убирать со своих страниц всю личную информацию, не делиться откровенными обсуждениями в личной переписке, не выкладывать и не пересылать свои фотографии. Даже если у ребенка на странице нет телефона, номера школы и других контактных данных, он дает ссылки на другие соцсети, где можно узнать гораздо больше.
Пусть проверяет всех, с кем общается – это четвертое правило. Приучайте ребенка к мысли, что каждого нового виртуального друга нужно сначала вызывать в скайп или любой другой видеочат, и лишь затем начинать делиться чем-то личным. Дети часто строят теории о том, как они смогут отличить настоящую страницу от «липовой», реального собеседника-сверстника от маньяка, и, поверьте, многим из них не приходит в голову, что это невозможно. Осторожно поговорите о возрасте виртуальных друзей. Многим льстит внимание взрослых, они довольно легко могут пойти на контакт, особенно, если этот взрослый «не такой как все и по-настоящему меня понимает». Ключом к доверию ребенка чаще всего становятся сообщества. По статистике подросток практически стопроцентно добавит в друзья и начнет доверительное общение с человеком, если тот состоит в том же значимом для ребенка сообществе в соцсети. А уж дружба с организатором, или с кем-то из администрации игровых групп или групп по интересам – это особенно круто.
Пятое правило – первая личная встреча. Обязательно скажите ребенку, что не будете против его встреч с новыми друзьями в реальности, но только при условии, что вы сможете предварительно поговорить с родителями этого нового виртуального друга. Никаких «пойти в гости», никаких «встретиться на пару минут у ближайшей станции метро». Только после того, как вы лично пообщаетесь с мамой или папой нового друга вашего ребенка, вы вместе примете решение о том, где и когда ваши дети познакомятся в реальной жизни.
Конечно, освоение этих правил – дело не одного дня. Но даже если ваш ребенок уже выше вас на полголовы и разговаривает басом или пользуется вашей помадой, это не значит, что менять ситуацию уже поздно. По крайней мере «подружиться», начать интересоваться и понемногу становиться частью онлайн-общения друг друга можно в любое время.
На самом деле, лучшая безопасность детей в Интернете – это присмотр за ними и доверительные отношения между детьми и родителями. И помните, вы всегда можете заглянуть в «Историю» и посмотреть список сайтов, которые посещал ваш ребенок. Если вас что-то беспокоит, доверительно поговорите с ребенком без обвинений и ругани. А лучше всего каждый раз обсуждайте с ребенком его «приключения» в сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вкратце раскрыть в рамках одной методической рассылки. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования.
Детская безопасность начинается с самих родителей: c их здравомыслия, положительного примера, с их способности предвидеть поступки ребенка. И, конечно, с безусловной и искренней родительской любви!
Главное, что требуется от родителей, – это не подходить к защите своего ребенка с формальной позиции. Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов! Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя вести. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором обязательно должны участвовать родители.
Тогда жизнь детей будет в безопасности.